УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

"ЛЕОНОВИЧСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕТСКИЙ САД

- СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"

 

Домашняя Вверх

 

Правильное питание –

 залог здоровья

 

Родительское собрание

    Цели: дать информацию об основных принципах детско­го питания; раскрыть смысл понятия «режим питания»; по­казать, как нарушение режима питания сказывается на здо­ровье детей; дать рекомендации по соблюдению правильного режима питания; провести мониторинг изучения выполнения режима питания детьми.

     Форма проведения: семинар – практикум.

 

                                     Питание является одним из основных факторов

                                     внешней среды, влияющих на состояние здоровья,

                                     работоспособность, на физическое и умственное

                                     развитие личности.

                                     В настоящее время совершенно очевидно, что пища –

                                     это самый сильный антибиотик, поскольку она

                                     лучше защищает организм от любых микробов. Если

                                     бы население всего мира хорошо питалось, нам почти

                                     не нужны были бы лекарства.

                                                                    Жозуа де Кастро

 

Ход собрания

 I. Игра «Мысль-невидимка»

    Из буквенной неразберихи предложить родителям составить слова так, чтобы можно было прочесть народную пословицу:

    Буквенная неразбериха: гол, дн, чел, ни, о, ек, г, ый, чт, од, не,

ов, ный, о, и.

Ответ: --Человек голодный ни на что не годный.

    Учитель. Я думаю, вам будет интересно узнать, почему именно питание стало темой нашего собрания.

    Наблюдая за питанием детей во время завтрака, я увидела, что лишь

30 % детей едят кашу, дети не любят творожные за­пеканки. Булке с маслом предпочитают печенье и вафли. Я ре­шила изучить вопрос питания детей более глубоко. Проанали­зировав ответы детей, получила следующие результаты.

    Оказывается, что 90 % детей завтракают дома, 50 % не каж­дый день едят каши, 55 % не получают ежедневно в питании фрукты и свежие овощи. Значит, не так уж хорошо организо­вано питание младших школьников.

Мы поговорим сегодня о том, как должно быть организова­но питание наших детей, чтобы они были здоровыми.

II. Теоретическая информация для родителей

    Питание обеспечивает основные жизненные функции ор­ганизма. К ним прежде всего нужно отнести рост и развитие, а также непрерывное обновление тканей (пластическая роль нищи). С пищей доставляется энергия, необходимая для всех внутренних процессов организма, а также для осуществления работы и передвижения. Наконец, с пищей человек получает вещества, которые необходимы для синтеза соединений, вы­полняющих роль регуляторов и биологических катализаторов гормонов и ферментов. Поэтому основным требованием к пи­танию является соответствие количества и качества пищи по­требностям организма.

 

    Выделяют  основные принципы рационального питания:

1. Соответствие калорийности пищевого ра­циона суточным энергетическим затратам

2. Соответствие химического состава, кало­рийности и объема рациона возрастным потребностям и особенностям организма,

3. Сбалансированное соотношение пищевых веществ в рационе (белков, жиров, углево­дов)

4. Разнообразие используемых пищевых про­дуктов (широкий ассортимент, в том числе овощи, фрукты, ягоды, зелень).

5.   Соблюдение режима питания.

6.  Правильная кулинарно-технологическая обработка продуктов с целью сохранения биологической и пищевой ценности.

    Организм ребенка даже в состоянии покоя расходует энергию. При мышечной и умственной заботе обмен веществ усиливается. Расход энер­гии колеблется в зависимости от возраста детей л их активности.

    Восполнить эту энергию можно только с по­мощью питания. Чтобы пища принесла макси­мальную пользу, она должна содержать все жиз­ненно важные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины и воду.

Один из необходимых компонентов питания - белки. Источником белка являются такие про­дукты, как мясо, рыба, яйца, сыр, молоко, хлеб, картофель, фасоль, соя, горох.

    Недостаточное поступление в организм жира может привести к нарушению центральной нерв­ной системы, ослаблению иммунно-биологических механизмов, изменениям в работе почек, ко­ли, органов зрения. Жиры в достаточном количестве содержатся в таких продуктах питания, как яйца, печень, мясо, сало, рыба, молоко. Для детского питания очень хорошим источником жиров является сливочное масло. Ценны также  растительные жиры

    Углеводыосновной источник энергии. Людям, занятым умственным или легким физи­ческим трудом, требуется небольшое количес­тво углеводов; при выполнении значительной физической работы и занятиях спортом пот­ребность в углеводах увеличивается. Людям, склонным к полноте, можно снижать в пищевых рационах количество углеводов без особого  ущерба для здоровья. Наиболее богаты углеводами растительные продукты: хлеб, крупы, макароны, картофель. Чистым углеводом является сахара.

    Витамины — это такие вещества, которые со­вершенно необходимы организму в минимальных количествах для поддержания жизни. Дли­тельное отсутствие витаминов в питании приво­дит к авитаминозам, но чаше встречаются гиповитаминозы, развитие которых связано с недостатком витаминов в пище, особенно в зимние и весенние месяцы. Большинство гиповитаминозов характеризуется общими признаками: повышается утомляемость, наблюдаются слабость, апатия, снижается работоспособность, падает сопротив­ляемость организма,

    Организм человека нуждается также в сис­тематическом снабжении минеральными солями. Среди  них — соли натрия, калия, кальция, маг­ния, фосфора, хлора, которые относятся к мик­роэлементам, так как они необходимы ежеднев­но в сравнительно больших количествах; и желе­зо, цинк, марганец, хром, йод, фтор, которые не­обходимы в очень маленьких количествах. Яго­ды, фрукты, овощи — источники многих важных для организма веществ: витаминов, особенно ви­тамина С. минеральных солеи,

Потребность детского организма в воде вы­ше, чем у взрослого человека, так как рост кле­ток возможен только при наличии воды. Взрос­лому на 1 кг массы тела требуется 40 мм воды в сутки, а ребенку 6—7 лет — 60 мм. Поэтому пи­щевой рацион должен быть составлен так, что­бы ребенок получал обязательно одно жидкое блюдо.

    Таким образом, чем более широкий ассорти­мент пищевых продуктов он будет включать, тем выше вероятность, что организм получит все необходимые ему вещества.

    При приготовлении пищи очень важно учиты­вать также вид кулинарно-технологической обра­ботки продуктов. Наиболее щадящими, сохраня­ющими ценные вещества, являются такие спосо­бы обработки, как варка без слива воды, припускание и пассирование для растительных продук­тов, варка и тушение для мясных, запекание для молочных и рыбных продуктов.

    Для нормального развития организма детей большое значение имеет правильный режим пи­тания. Понятие «режим питания» включает

регулярность питания, кратность питания, распреде­ление суточного рациона по энергоценности, хи­мическому составу, продуктовому набору и мас­се на отдельные приемы пищи.

    Если ребенок приучен завтракать, обедать и ужинать в определенное время, то к этому вре­мени у него появляется аппетит, так как в ор­ганизме начинается выделение пищевых соков, Несоблюдение режима питания может явиться причиной многих заболеваний, последствия ко­торых сказываются не всегда сразу.

    Наруше­ние режима питания может привести к полно­му отсутствию аппетита и расстройству пище­варения.

    Количество приемов пищи устанавливается в зависимости от возраста и распорядка дня уча­щихся. Для младших школьников рекомендуется 4-разовое, возможно также 5-разовое питание.

    Утром организм ребенка усиленно расходу­ет энергию, в это время он наиболее активно ра­ботает. В связи с этим завтрак должен содер­жать достаточное количество пищевых веществ и включать горячие мясное, крупяное, овощное, творожное или яичное блюда, а также молоко, кофе или чай с хлебом и маслом. Обед должен состоять из двух или трех блюд: борща или супа, мясного или рыбного блюда с гарниром и компо­та или киселя, фруктов. Для полдника и второ­го завтрака превосходно подойдут фрукты, соки, молоко или кефир с легкими закусками. Ужин рекомендуется за 1,5—2 часа до сна. В основном он должен включать легкие крупяные или овощные блюда с маслом, молоко или простоквашу Перед сном не рекомендуется есть продукты, со­держащие много белков, так как они возбужда­юще действуют на нервную систему, повышают активность организма и надолго задерживаются в желудке. При этом дети спят беспокойно и за ночь не успевают полностью отдохнуть.

    Продолжительность завтрака и ужина должна составлять 15 минут, обеда — 30 минут.

    Однако к любым советам нужно подходить индивидуально, изучая и прислушиваясь к по­требностям детского организма.

Рекомендуемый вариант режима питания школьника:

Часы приема пищи

Название и время приема пищи

7.00- 7.30

Завтрак дома

10.00-10.15

Второй завтрак в школе

13.00-13.30

Обед в школе или дома

16.00-16.15

Полдник в школе или лома

19.00-19.30

Ужин дома

    Часто родителей огорчает то, что дети отка­зываются есть продукты, которые им необходи­мы, и требуют то, что едва ли принесет пользу. В этом случае можно посоветовать следующее,

Если ваш ребенок развил в себе склонность к какому-либо виду пищи и хочет ее есть каждый день, позвольте ему, если продукт питателен, но только один раз в день. При следующем приеме пищи кормите его тем, что едят остальные. Если он хочет съесть то, что вы считаете нежелатель­ным, не нужно ему запрещать это есть совсем но необходимо сказать, что это едят в особых случаях. Постарайтесь сделать так, чтобы еда не стала для него запретным плодом, который, как известно, сладок. Никогда:

•   не делайте проблему из того, что ваш ре­бенок не любит какую-то пищу. Любой пи­щевой продукт можно заменить другим. Например, если ребенок не любит молоко, то необходимый ему кальций он может по­лучить из сыра;

•   не говорите; «Съешь всё, тебе это полез­но»-. Это звучит так, будто вы предлагаете лекарство. Пусть дети увидят, что вы еди­те то же самое и с удовольствием;

•  избегайте фразы: «Если съешь овощи, по­лучишь мороженое». Ненавистная еда ста­нет еще противнее, запретный плод — еще желаннее, а ребенок поймет, что всё, что нужно сделать, чтобы получить сладкое, -это подкупить вас.

П1. Практическая деятельность родителей (работа в группах)

    Составить меню для своего ребенка на один день, учитывая рекомендации по питанию и предпочтения своего ребенка.

IV.   Анкета для родителей (прилагается)

V.    Мудрые мысли о питании

*  Мы живём не для того чтобы есть, а едим не для того чтобы жить  (Сократ).

*  Питаться правильно надо уметь.

*  Разумно есть – долго жить.

*  В питании есть три правила: разнообразие, своевременность, умеренность.

*  Ешь правильно и лекарство не надобно.

*  Даже хороший завтрак не заменит ужина.

*  Не глотай не прожёвывая, не болтай не подумавши.

*  Завтрак съешь сам, половину обеда отдай другу, а ужин отдай врагу.

*  На ужин кефир нужен.

VI. 10 правил долгожителя (см. презентацию).

     Учитель. Я думаю, что сегодня вы получили интересную и полезную информацию о том, как сделать питание наших детей полезным, вкус­ным и разнообразным. Остается только сделать еще один шаг навстречу здоровью.

 Здоровое питание

Анкета для родителей

1.  Сколько раз в день питается Ваш ребе­нок? (Два, три, четыре, пять и более.)

2.     Завтракает ли Ваш ребенок? (Да, чет.)

3.    Когда ужинает Ваш ребенок? (Перед сном, за один час до сна, за два часа до сна, не ужинает.)

1 Часто ли ест Ваш ребенок:

•   каши;

•   яйца;

•   молочную пищу;

•   конфеты;

•   соленья;

•   жирную и жареную пищу;

•   белый хлеб, булочки, пироги, пе­ченье?

(Да, нет — напротив каждого вида пи­щи.)

5.  Сколько раз в день Ваш ребенок упот­ребляет молоко, йогурт, кефир?____

6.  Сколько видов свежих овощей и фруктов съедает Ваш ребенок за один день? ____________________

7.    Часто ли пьет Ваш ребенок:

•   газированные напитки;

•   соки;

•   молоко или кефир;

•   воду;

•   минеральную воду;

•   чай;

•   кофе;

•   компот;

•   настой из трав?

(Да, нет — напротив каждого вида пи­щи.)

8. Считаете ли Вы, что пища, которую употребляет Ваш ребенок, разнообраз­на, богата белками, углеводами, мине­ральными веществами, витаминами, полезна для здоровья? (Да, нет.)

9. Каков, по Вашему мнению, вес Ваше­го ребенка? (Нормальный, недостаточ­ный, избыточный.)

 

Домашняя Вверх Информация Кадры Родителям Копилка Фотографии Школьная Отзывы

 

Дата изменения: 28.10.2009
Сайт управляется системой uCoz