Классный час
на тему: "Изучаем Конвенцию о правах ребенка"
Цели:
-
познакомить детей и родителей с основными положениями Конвенции;
-
соотнести права и обязанности детей;
-
способствовать осознанию ответственности за свои права;
-
формировать положительное отношение к правам других.
Работа проходит в группах (Родители и дети
делятся на равные группы.)
Слово учителя.
“Не строй церковь, пристрой сироту” - призывает русская
пословица. Увы, не многие следуют этому призыву. Богатство и нищета по-прежнему
существуют в мире. Для всех стран проблема защиты детства чрезвычайно остра. В
своем развитии человечество не сразу пришло к пониманию того, что ребенок тоже
полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их
заменяет. Понадобились демократические преобразования, последовавшие за
революциями в Европе в прошлом веке, чтобы возник вопрос об отдельном
рассмотрении прав детей. Правда дети тогда рассматривались, в основном, в
качестве мер по защите от: рабства, торговли детьми, детского труда, проституции
несовершеннолетних, экономической эксплуатации, произвола родителей.
- Как вы думаете, а от кого надо защищать
детей? (Ответы детей)
В США, в городе Нью-Йорке высится 39
этажное здание, в нем помещается Штаб-квартира Организации Объединенных Наций
(ООН), международной организации, главной целью которой является стремление
избавить грядущие поколения от бедствий войны. Ежегодно созывается Генеральная
Ассамблея ООН - собрание делегатов всех государств-членов организации, сейчас их
более 180.
Конвенция о
правах ребёнка была единогласно принята в 1989г. Генеральной Ассамблеей ООН.
Почему возникла необходимость в принятии
Конвенции?
Вот несколько фактов из брошюры ООН “Права
человека. Изложение фактов №10”:
-
покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет
изнурительной работы, воровства, нищенства;
-
120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать
школу;
-
ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются
лечению.
Все проблемы по защите детей и детства
учтены в содержании Конвенции о правах ребёнка, основная цель которой – побудить
государства прикладывать максимум усилий для решения этих проблем.
Наше государство подписало этот документ.
Конвенция - это договор,
который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. (На доске
вывешиваются слова: Конвенция, права.)
В Конвенции речь идёт о том, чтобы у всех
детей Земли были одинаковые права. Парламенты и правительства должны издавать
такие законы, по которым все дети их страны должны иметь равные и широкие
возможности для развития личности.
(Выставляется Конвенция о правах
ребёнка, на столах в каждой группе основные положения Конвенции.)
Конвенция-
это достаточно большой документ, перечислим основные
положения:
-
Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает
в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.
-
Дети имеют право свободно выражать своё мнение.
-
Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.
-
Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений.
-
Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или
психического ущерба.
-
Ребёнок имеет право на образование.
-
Государства уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.
-
Ни один ребёнок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать
участия в военных действиях.
-
Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного
вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь,
неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного
посягательства на его честь и репутацию.
Учитель:
Конвенция о правах ребёнка содержит не
только права. Она чётко устанавливает границы перехода от детства к взрослой
жизни (ООН считает детьми человеческие существа от рождения до 18 лет.)
- Обсудите в группах и попробуйте доказать
какие положения не в полном объеме выполняются у нас. (Осуждение и выступление
детей и родителей)
Учитель:
Но детям и подросткам зачастую хочется
быстрее стать взрослыми, уйти от опеки, поучений типа: “я лучше знаю, что нужно,
ведь я старше тебя”. Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не
взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.
(Обратить внимание на вопросы, которые
даны на доске.)
Попробуем вместе разобраться, а потом
постараемся ответить на вопросы.
Разыгрывается сценка.
Семья:
бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын:
- Мам, так кушать хочется! Скорей дай
поесть. (Садится за стол, начинает есть)
Мать:
- С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын:
- Это насилие над личностью! Мы сегодня с
Конвенцией о правах ребёнка знакомились!
Бабушка:
- Петенька, сходи в аптеку за лекарством,
что-то давление поднялось.
Сын:
- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать
ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.
Мать:
- Помой посуду, сынок.
Сын:
- Не имеешь права использовать детский
труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец:
- Выключай телевизор и садись за уроки,
иначе я тебя отлуплю!
Сын:
- Это проявление жестокости, папа.
Работа в группах, обсуждение,
состязание.
1.
Найти ошибки в поведении членов семьи (на
доске табличка “обязанности”).
2.
Имеет ли право ребёнок от чего-то
отказаться и получить то, что хочет?
3.
На доске анаграммы:
Н О К Е В Н И Ц Я
Р Д О Т И Е И Л , Г О У С А Р Д Т С О В
И Ж З Н Ь , Р Б О А З О А В И Н Е.
Вопросы:
1.
Кто является ответственным за обеспечение
прав детей?
2.
Какие основные права вам известны?
3.
В каком международном документе записаны
права детей?
4.
Кто запомнил какие-нибудь положения
Конвенции?
5.
В каких сказках, литературных
произведениях нарушались права детей?
Подведение итогов состязания.
Обратиться опять к вопросам на доске (высказывания
детей, родителей).
Слово главному правозащитнику
школы (социальный педагог)
Слово учителя:
Наше государство провозглашает равными
всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том
случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть
человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают
и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают
законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую
требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и
окружающим.
Взаимопонимание, уважение прав друг друга
– единственный способ решения конфликта родителей и детей.
Конвенция о правах ребёнка призвана
защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы должны
изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Начнём с маленьких шагов, с нашего
окружения, в семье, в школе, на улице.
|